?

Log in

No account? Create an account

seyfulmulyukov


Евгений Сейфульмулюков


Previous Entry Share Next Entry
Про высоту и уклон при движении на велосипеде
вело
seyfulmulyukov
Когда я рассказываю кому-то про велопоходы, я часто замечаю, что собеседник вообще ничего не понимает про высоту.
— А это высокая гора?
— Не очень.
— Тяжело на нее въезжать?
— Тяжело.
— А сколько она метров?
— Пятьсот.
— Это как дом со сколькими этажами?
— ...

На самом деле, я абсолютно уверен, что человек, ни разу не поднимавшийся в гору пешком или на велосипеде, просто не может представить себе, какие бывают степени у «высоко» и «тяжело». Нет у него такого опыта. Для него и 30 метров, и 300, и 3000 — это всё высоко и тяжело.

В то же время иногда меня спрашивают: «Ты за день проехал только 30 км? Почему так мало? Даже я больше могу». Спрашивают это городские велолюбители, которые спешиваются при подъеме на обычный виадук.

Чтобы каждый раз долго не объяснять одно и то же на словах, я решил нарисовать несколько схем с примерами высот, которые каждый может себе представить. Буду давать ссылку на этот пост всем, кто спрашивает.



Вообще, сложность подъема для меня определяют четыре фактора:
1. Высота — абсолютная (над уровнем моря) и относительная (от начала подъема).
2. Уклон (то, что на знаках пишут в процентах).
3. Дорожное покрытие.
4. Погода.
С третьим и четвертым всё понятно, остановимся на первых двух.

Итак, высота.
Сначала представим себе обычный 10-этажный дом. Это высоко? Представим плавный подъем, идущий на эту высоту.



Теперь представим себе телевизионную башню. Питерцы — питерскую, москвичи — Останкинскую, остальные — кто какую хочет. Насколько она выше 10-этажного дома? Опять представляем себе подъем на эту высоту по серпантину.



Если это удалось, попробуем представить себе высоту перевала Лепоэдер, который я брал в первый день путешествия по Пути Св. Иакова.



Надеюсь, получилось достаточно наглядно. Длина пути от подножья до вершины при этом — около 20 км. Именно в этот день за 9 ходовых часов я преодолел всего 30 км.


Далее — уклон. Почему-то многие считают, что уклон измеряется в градусах. Посмотрите на знаки. Уклон (как подъема, так и спуска) всегда измеряется в процентах:



Это необходимо, потому что уклон дороги всегда изменяется плавно, в каждый отдельный момент угол разный:



Понять запись в процентах очень просто: число на знаке — это то количество метров, на которое дорога опустится или поднимется на следующие 100 метров пути.

На фото выше изображен спуск, где на участок в 100 метров уровень дороги падает на 18% от длины этого участка, т. е. на 18 метров. Это очень крутой спуск с перевала. Фото взято из этого моего поста. Там дальше можно увидеть, насколько спуск крутой.

А вот схема 100-метрового участка подъема с уклоном 18%:



Попробуем представить подъем по такой дороге на высоту того же 10-этажного дома:



Естественно, в горах такая дорога не идет по прямой, а образует серпантин. Вот, например, как выглядит серпантин на перевале Кату-Ярык на Алтае, который мы брали в 2009 году:



Длина дороги на этом перевале 3,5 км, а набор высоты — около 600 м. Т.е. приходится постоянно двигаться по подъему с уклоном в 17—18%. Ехать там, естественно, невозможно.

Почему мне смешно, когда кто-то говорит, что ехал по дороге с уклоном в 45 градусов? Потому что 45 градусов, если вспомнить школьную геометрию, это 100 метров подъема на 100 метров пути, то есть уклон в 100%. Таких дорог не бывает. 20-процентные подъемы — это уже очень и очень жестоко. В основном, дороги в горах делают с уклонами в диапазоне 7—14%. Средний уклон подъема на Лепоэдер — 6%. Т.е. там бывают ровные участки, и 16—18-процентные подъемы, но средний — шесть. И это то, что испанцы называют «mortal».

Вроде всё. Надеюсь, достаточно понятно получилось.


  • 1
Очень мне понравились иллюстрации :)

Понятно получилось? Я старался :)

Даже очень! Про "взлететь" я была права (в комментарии к фото первого дня)

Ну, супер. Да, ты была права :)

Правда классно и наглядно.

Еще бы картинок с уклоном, например при дороге в те самые 18%, идущей на дом.

Ценное замечание, спасибо. Добавил картинок.

очень наглядно, спасибо. Я живу на горе 250 метров, и каждый раз, когда возвращаюсь домов на велосипеде в гору тяжеловато, но на проценты даже не смотрела никогда, действительно, многое зависит от уклона, ну и дороги у нас хорошие.

250 метров - это очень прилично. Если едете от моря, от нуля, то у вас уже, наверное, очень неплохая подготовка.
Да, по асфальту легче. Тем более по хорошему асфальту :)

да, от моря у нас наклон приличный, но я всё равно пока сильно выдыхаюсь при подъёмах(

курсы физики для слабаков %)

заехал, правда подъема там метров 300 всего и по идеально гладкому асфальту, который на той дороге вообще непонятно как держится :)

Это где такое прекрасное место? Корея? А самого подъема-то фотографий нет? Интересно было бы посмотреть.

Корея, недалеко от веломузея г.Санжу, какая-то совершенно заштатная дорожка в стороне от основных путей. Сам подъем в лесу, поэтому со стороны сфотографировать не было возможности, есть спуск с другой стороны этой же сопочки, там всего 16%.
http://i6.pixs.ru/storage/8/0/3/IMG2013100_6908017_13669803.jpg

О, я помню мой шок, когда в певый раз попыталась заехать в настоящию гору. Я даже не представляла как это трудно.

Мне кажется, в первый раз никто не представляет. Особенно внешние факторы не можешь сразу учесть: что будет плохая дорога, будет жарить солнце или, наоборот, идти дождь, что вода будет заканчиваться, а пополнить запас негде.

Был свидетелем как на Кату-Ярык где-то часа-полтора перли двое велосипедистов на простецких велах, но с контактными педалями. Оба за 50. Я и кушать успел сварить и съесть, и только потом они поднялись и, пока они полчаса отдыхали, я с ними болтал. В общем, Кату-Ярык проходим на груженом веле без спешивания.

Поняла одно, что перевал Лепоэдер мы скорее всего будем преодолевать спешившись. Если муж еще и сможет преодолеть, то я врядли потяну такой уклон. Радует, что это самый сложный участок Пути.

P.S. Большое спасибо за Ваш блог. Многое почерпнула. Собираемся пройти путь на велосипедах в 2020 году (приурочим к юбилею нашего брака). Времени еще много, но и готовиться не меньше)

Евгений, а пользовались ли вы в походе, где преобладают перепады высот (скажем) в 200-600 метров только треккинговой обувью, без контактов? На мой взгляд в контактных педалях не очень удобно ходить и осматривать достопримечательности, ну и вообще обувь более мобильная..
Спасибо.

Нет, не пробовал. Согласен, что это было бы более удобно (контакты в этом смысле действительно не очень), но останавливает то, что треккиноговую обувь надо дополнительно с собой везти, а это вес и объем.

Давно влюблён в обувь Shimano с подошвой Vibram. В 91х иногда просто хожу зимой.

  • 1