Евгений Сейфульмулюков (seyfulmulyukov) wrote,
Евгений Сейфульмулюков
seyfulmulyukov

Category:

Про высоту и уклон при движении на велосипеде

Когда я рассказываю кому-то про велопоходы, я часто замечаю, что собеседник вообще ничего не понимает про высоту.
— А это высокая гора?
— Не очень.
— Тяжело на нее въезжать?
— Тяжело.
— А сколько она метров?
— Пятьсот.
— Это как дом со сколькими этажами?
— ...

На самом деле, я абсолютно уверен, что человек, ни разу не поднимавшийся в гору пешком или на велосипеде, просто не может представить себе, какие бывают степени у «высоко» и «тяжело». Нет у него такого опыта. Для него и 30 метров, и 300, и 3000 — это всё высоко и тяжело.

В то же время иногда меня спрашивают: «Ты за день проехал только 30 км? Почему так мало? Даже я больше могу». Спрашивают это городские велолюбители, которые спешиваются при подъеме на обычный виадук.

Чтобы каждый раз долго не объяснять одно и то же на словах, я решил нарисовать несколько схем с примерами высот, которые каждый может себе представить. Буду давать ссылку на этот пост всем, кто спрашивает.



Вообще, сложность подъема для меня определяют четыре фактора:
1. Высота — абсолютная (над уровнем моря) и относительная (от начала подъема).
2. Уклон (то, что на знаках пишут в процентах).
3. Дорожное покрытие.
4. Погода.
С третьим и четвертым всё понятно, остановимся на первых двух.

Итак, высота.
Сначала представим себе обычный 10-этажный дом. Это высоко? Представим плавный подъем, идущий на эту высоту.



Теперь представим себе телевизионную башню. Питерцы — питерскую, москвичи — Останкинскую, остальные — кто какую хочет. Насколько она выше 10-этажного дома? Опять представляем себе подъем на эту высоту по серпантину.



Если это удалось, попробуем представить себе высоту перевала Лепоэдер, который я брал в первый день путешествия по Пути Св. Иакова.



Надеюсь, получилось достаточно наглядно. Длина пути от подножья до вершины при этом — около 20 км. Именно в этот день за 9 ходовых часов я преодолел всего 30 км.


Далее — уклон. Почему-то многие считают, что уклон измеряется в градусах. Посмотрите на знаки. Уклон (как подъема, так и спуска) всегда измеряется в процентах:



Это необходимо, потому что уклон дороги всегда изменяется плавно, в каждый отдельный момент угол разный:



Понять запись в процентах очень просто: число на знаке — это то количество метров, на которое дорога опустится или поднимется на следующие 100 метров пути.

На фото выше изображен спуск, где на участок в 100 метров уровень дороги падает на 18% от длины этого участка, т. е. на 18 метров. Это очень крутой спуск с перевала. Фото взято из этого моего поста. Там дальше можно увидеть, насколько спуск крутой.

А вот схема 100-метрового участка подъема с уклоном 18%:



Попробуем представить подъем по такой дороге на высоту того же 10-этажного дома:



Естественно, в горах такая дорога не идет по прямой, а образует серпантин. Вот, например, как выглядит серпантин на перевале Кату-Ярык на Алтае, который мы брали в 2009 году:



Длина дороги на этом перевале 3,5 км, а набор высоты — около 600 м. Т.е. приходится постоянно двигаться по подъему с уклоном в 17—18%. Ехать там, естественно, невозможно.

Почему мне смешно, когда кто-то говорит, что ехал по дороге с уклоном в 45 градусов? Потому что 45 градусов, если вспомнить школьную геометрию, это 100 метров подъема на 100 метров пути, то есть уклон в 100%. Таких дорог не бывает. 20-процентные подъемы — это уже очень и очень жестоко. В основном, дороги в горах делают с уклонами в диапазоне 7—14%. Средний уклон подъема на Лепоэдер — 6%. Т.е. там бывают ровные участки, и 16—18-процентные подъемы, но средний — шесть. И это то, что испанцы называют «mortal».

Вроде всё. Надеюсь, достаточно понятно получилось.
Tags: вело, мысли, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments