?

Log in

No account? Create an account

seyfulmulyukov


Евгений Сейфульмулюков


Previous Entry Share Next Entry
Camino Frances на велосипеде: советы
вело
seyfulmulyukov
Вчера patteran написала очень хороший подробный пост «Camino de Santiago: быт современного паломника».
Речь в нем идет о пешем прохождении Camino Frances. После обсуждения в комментариях у меня появилась идея написать что-то подобное для велосипедистов.



Тут нужно иметь в виду, что на Камино выходят две категории велосипедистов:
  • Опытные велотуристы. Для них будет интересна только информация об особенностях именно Пути и его отличиях от обычного велопохода.

  • Городские велосипедисты без опыта походов, которые решили пройти Камино на велосипеде. Им нужна гораздо более подробная информация, которая для велотуристов может показаться советами в стиле кэпа.

Поэтому попробую разделить пост на две части по этому критерию.


Часть 1. Для велотуристов с опытом

— Разрешается ли официально проходить Камино на велосипеде?
Да, разрешается. В креденсиале (паспорте пилигрима) ставится отметка об этом:



Минимальное расстояние, которое нужно преодолеть для получения Компостелы — 200 км (у пеших — 100 км). Отметки на пути ставятся в местах ночевок и еще много где.

— Где лучше останавливаться ночевать?
Лучше всего в альбергах — приютах паломников. Это недорого, удобно (они есть почти в каждом населенном пункте), достаточно комфортно (душ, туалет, стиральная и иногда сушильная машина), интересно (если хочется пообщаться с паломниками из разных стран). Кроме этого, в большинстве городков есть всяческие хостелы, пансионы, гостевые дома. Кемпинги по пути тоже встречаются. Однако рассчитать маршрут от кемпинга к кемпингу довольно тяжело (расстояния большие), стоимость получается выше, чем в альбергах, а удобств меньше. Полевые ночевки теоретически возможны, но практически мест для них не так уж много.



— Свободно ли пускают в альберги велосипедистов?
Я неоднократно слышал о правиле приоритета пеших. То есть, до определенного часа в альберги пускают только их, а велосипедиста пустят, только если останется место. На практике я с этим не сталкивался, поскольку график движения у пеших и у велосипедистов всё-таки отличается.
В среднем, велосипедист начинает движение в 7-8 утра, а заканчивает — в 6-7 вечера. К этому моменту большинство пеших, начавших путь еще раньше, уже заняли свои места в альбергах. Поэтому либо ты подъезжаешь к заполненной альберге (с табличкой «Completa») и едешь дальше, либо место есть, и тебя с удовольствием принимают.
UPD от green_serpent:
«в некоторых муниципальных альбергах мы видели правила с приоритетами:
- паломники с дизабилитиз
- пешие
- вело
- кабальерос
- с бекап машинами (что бы это не значило )) ), полагаю те, кто пользуется услугами пилигрим-такси».

— Куда девать велосипед на ночь?
Практически везде в альбергах, хостелах и прочих местах ночевки есть место и для велосипеда. Здесь привыкли к велосипедистам и учитывают их интересы. Везде есть либо отдельный сарай (гараж, подвал), куда можно поставить велосипед, либо место в закрывающемся на ночь дворе. В одном месте велосипеды предлагали оставлять пристегнутыми во дворе до ночи, а потом загонять прямо в гостиную до утра.

— Что с водой на маршруте?
Воды много. В каждом городке стоят краны и фонтанчики с питьевой водой. Если вода не питьевая, рядом, как правило, висит табличка «Agua no potable».



— Есть ли в магазинах баллоны с газом?
Я не видел. Говорят, что есть, но только которые протыкаются, резьбовые сложно найти.
Честно говоря, в этот раз я отказался от идеи готовить на горелке и с удовольствием изучал местную кухню в заведениях.
UPD от green_serpent: «я видел только один раз в Сарии. Магазинчик , там где пеший маршрут уходит на лестницу. Турснаряга, обувь, баллоны и сувениры».
UPD от shykar: «Баллоны с газом (кемпингаз) продаются в хозяйственных магазинах. И действительно, в основном протыкающиеся. Нарезных не видела совсем. Я про это знала от московских велотуристов, которые ездили в Испанию не по Камино, а просто в велопоход. Они там даже покупали специально горелку под протыкающиеся баллоны. У них я эту горелку и брала поюзать. Баллоны купила в Памплоне в хозяйственном магазине без проблем».

Часть 2. Для начинающих велосипедистов

— Можно ли ехать без подготовки?
Совсем без подготовки я бы не рекомендовал, нужно тренироваться. Камино — нелегкий маршрут. Как минимум, нужно подготовить ноги и сердечно-сосудистую, овладеть хотя бы базовой техникой езды. Нужно также иметь в виду, что прохождение Камино собственно по пешеходной тропе и по шоссе — это очень разные вещи. Тропа гораздо тяжелее. Пожилые велосипедисты, я заметил, чаще съезжают на шоссе.



— Сколько дней закладывать на прохождение?
Если вы после работы садитесь на пустой велосипед и с легкостью за час проезжаете по городу 20 км, то несложная арифметика показывает нам, что за 5 часов вы проедете 100 км. И если их заложить на ходовой день (это же еще время на посмотреть вокруг останется!), получится что 900 км от Сен-Жана до Фистерры вы проедете за 9 дней.
Пожалуйста, ЗАБУДЬТЕ ЭТУ АРИФМЕТИКУ и никогда не вспоминайте!
Первое: прочитайте мой пост про высоту и уклон. Посмотрите профиль маршрута в этом посте.
Второе: вспомните, что ехать нужно будет в любую погоду. А она на Камино очень непредсказуемая. И в +7°С с дождем в Наварре, и в +42°С без намека на тень в Леоне и Кастилии нужно будет ехать.
Третье: посмотрите на покрытие тропы. Вас ждут крупный гравий, песок, камни, размокшая глина. Это тоже скорости не добавляет.



Четвертое: велосипед будет с грузом. Довольно тяжелым.

Итого: если вы уверенно себя чувствуете хотя бы в походах выходного дня, закладывайте в среднем 70 км в день. Если нет — не больше 50 км.

— На каком велосипеде можно ехать?
Если ехать по тропе, то мое мнение однозначно: нужен хороший горный велосипед. Местами пройдет и гибрид, и туринг, но если ориентироваться на минимальное отступление от тропы, подойдет только горный.
Обязательны: двойные обода, надежная трансмиссия, крепкий багажник.
Крайне желательны: приличная вилка (не эластомерный имитатор), дисковые гидравлические тормоза (спуски есть очень сложные и долгие), агрессивная резина.
Очень рекомендую: контактные педали, хорошее седло (лучше всего Brooks), крылья, подножку, велокомпьютер.
Велосипед, понятное дело, должен быть исправен.




— Как провозить велосипед в самолете и в автобусе?
На самом деле, ничего сложного нет. Если кратко: разбираем, упаковываем в чехол, оплачиваем провоз (в большинстве случаев), сдаем в багаж. По прилету получаем.
Подробно: читаем статью Ильи Гуревича на ВелоПитере.
Существует несколько разных мнений, как лучше разбирать. Кто-то снимает только переднее колесо, а потом надеется, что в багаж велосипед примут, да еще и ничего не сломают. Я сторонник долгого, но более надежного способа разборки: я снимаю руль, колеса, переключатель вместе с петухом, педали, седло с подседельником, багажник. И всё это компактно упаковываю, прокладывая пенополиэтиленом. Потом помещаю в чехол.
Вот мой велосипед перед полетом:



В междугородних автобусах проблем нет вообще. Можно снять только переднее колесо, надеть чехол и аккуратно самому поставить велосипед в багажное отделение. В автобусах компании Alsa это стоит дополнительных 10 евро.

— Как одеваться?
Погода, как я уже упоминал, на Камино бывает очень разная. Поэтому если хочется ехать более-менее комфортно, одежды должно быть достаточно для разных условий. Ну и, конечно, должна быть защита.
Защита:
- шлем (по правилам в Испании он, кстати, обязателен);
- очки;
- перчатки.

Одежда и обувь для жаркой погоды:
- велотрусы (шорты) с «памперсом»;
- велофутболка;
- велотуфли.
Для совсем новичков: под велотрусы не надевают обычные трусы. Лучше всего иметь их две пары — после стирки памперс сохнет довольно долго. Вторая футболка тоже не лишняя. В солнечную погоду их хорошо сушить прямо на рюкзаке во время движения.

Одежда для прохладной погоды (плюс к предыдущему пункту):
- джерси;
- длинные велорейтузы;
- дышащая ветровка велосипедного кроя (задняя часть длиннее);
- т.н. «средний слой» — флиска или что-то подобное.

Дождевое снаряжение:
- велобахилы
- специальный велосипедный дождевик (см. фото).



Задняя часть дождевика фиксируется на спине, а передняя в движении надевается на руль, образуя что-то вроде фартука, который защищает от воды ноги.
В холодную дождливую погоду также нелишними будут закрытые водостойкие перчатки. Без них на спусках совершенно леденеют руки (можно, впрочем, заменить их хозяйственными х/б + полиэтиленовыми — у французов на Камино подсмотрел).
Также к дождевому снаряжению относится чехол на рюкзак.

Одежда для стоянки:
- футболка обычная х/б;
- Джинсы (или какие-нибудь длинные брюки);
- Кроссовки (кто-то предпочитает сандалии).


— Что брать с собой?
Первое — велорюкзак, т.н. «штаны», крепящийся на багажник. В него обязательно нужно положить:
- спальник (белья в альбергах нет);
- ремнабор (подробно в следующем пункте);
- замок (или даже два, как у меня);
- аптечка (особенности велоаптечки - далее);
- полотенце;
- электроника (GPS, телефон, фотоаппарат, зарядные устройства);
- трройник (обязательно);
- словарь или разговорник (смотря как вы владеете испанским);
- ...и всё то, что вы взяли бы с собой без велосипеда.

Что мне не потребовалось на Камино (но обычно требуется в походах):
- палатка (поставил ее я ровно два раза - перед началом пути в Сен-Жане и после окончания в кемпинге в Мадриде);
- коврик (по той же причине);
- тент для велосипеда (то же);
- котелок, горелка и всё для еды (питался в заведениях);
- фонари (двигаться в темноте не пришлось, а в альберге можно и телефоном себе посветить, если ночью куда-то надо).
Я рекомендую все ценные вещи положить в какой-нибудь съемный модуль (у меня это поясная сумка) и хорошо закрепить на рюкзаке. Когда куда-то идете, снимать и брать с собой.

— А если сломается велосипед?
В первую очередь, перед поездкой прочитайте Сагу о ремнаборах на ВелоПитере. Там рассказано, что чаще всего ломается и изнашивается и как с этим бороться.
Что могу к этому добавить:
- Возите с собой запаску, не надейтесь на заплатки и клей. Так, недалеко от Логроньо у меня вырвало ниппель на камере. Понятно, что клей бы здесь не помог.



Но аптечка для камер тоже нужна. Положите в нее иголки и крепкие нитки — иногда они пригождаются для ремонта покрышки. Ну, и насос, разумеется. И научитесь менять камеру!
- Возите с собой выжимку цепи. И, главное, научитесь ей пользоваться.
- Регулярно смазывайте цепь. В дождливые дни — чаще.
- На Камино нужно обязательно взять с собой запасные колодки. Это именно тот тип пути, на котором они стираются особенно быстро. И опять: их не просто нужно иметь при себе, их нужно научиться менять.
- То же с тросами. Если у вас не гидравлические тормоза, тросов должно быть два: тормозной (он толще) и для переключателя.

— Что может заболеть?
У пешеходов больше всего проблем с ногами. У велосипедистов при наличии правильной обуви этих проблем практически нет.
Есть следующие специфические проблемы:
- Последствия падений (соответственно, в аптечке должны быть бинт, перекись, пластырь). Хорошая защита эти последствия минимизирует.
- Зад. С ним две проблемы: потертости и т.н. «синдром веложопы» у новичков (когда мышцы на седалищных буграх болят так, что не сесть). Велотрусы с качественным памперсом, хорошее седло и привычка к нему эти проблемы частично решает. Если же потертости всё же появились, помогает широкий пластырь.
- Боли в руках, в спине и пр. Чтобы этого не было, нужно настроить велосипед под себя. Правильная посадка, правильный размер рамы и длина выноса эти проблемы решают. Нужно подбирать заранее. Вот почему я очень слабо верю в прокатные велосипеды для дальних походов.
Топ других болезней опять же можно посмотреть на Велопитере.


— Сколько воды с собой везти?
Тут у каждого свои предпочтения, конечно. Но одно могу сказать: велосипедист пьет больше, чем пеший. Поэтому запас воды должен быть. Кроме того, я очень рекомендую по возможности пить не просто воду, а изотоник (сухие смеси продаются в магазинах спортивного питания, выбирайте под себя). Ехать на нем гораздо легче и приятнее. Меньше расход, больше эффективность. Одной банки 800 г как раз хватает на один средний велопоход. На Камино мне как раз хватило.
На длинных перегонах у меня всегда с собой:
В рюкзаке: 1,5 литров воды в пластиковой бутылке.
На раме во флягодержателях: 0,75 л воды и 0,75 л изотоника. Как только заканчивается изотоник, развожу новый. При любом удобном случае запасы пополняются. На ровных участках в комфортную погоду в целях экономии можно пить воду.

Подозреваю, что многое я всё-таки упустил. Задавайте вопросы комментах, буду дополнять.


  • 1
Полезно, спасибо. Когда-нибудь я его проеду))

Обязательно езжайте :)

Проблема, как у всех, во времени. Ибо работа отвлекает от дел таких)

Как я понимаю, тема подготовки к походу не ограничивается только Камино. Все это вполне применимо к любому протяженному походу. Спасибо, кое-что подчерпнул для себя.
Есть замыслы на следующий сезон, но по большей части атономка - с минимумом цивильных ночевок. Но все в близости от цивилизации, если что.

В общем, да.
Собственно, как раз особенность Камино в том, что это абсолютно неавтономный, но при этом технически довольно непростой маршрут.

О, здорово! А я сделаю ссылку на это у себя, заодно, чтобы не потерять и задать уточняющие вопросы, если/когда сама решусь на вело-поход. Пока что основная вынесенная мысль - мой велосипед для такого похода не годится. На этом пока можно и остановиться, подумать над ;)

Спасибо!
Вопросы задавайте, конечно :)

— Есть ли в магазинах баллоны с газом?
Я не видел. Говорят, что есть, но только которые протыкаются, резьбовые сложно найти.
Честно говоря, в этот раз я отказался от идеи готовить на горелке и с удовольствием изучал местную кухню в заведениях.
---
я видел только один раз в Сарии. Магазинчик , там где пеший маршрут уходит на лестницу. Турснаряга, обувь, баллоны и сувениры.

Спасибо за дополнения! Добавил ваши комментарии в текст.

Баллоны с газом (кемпингаз) продаются в хозяйственных магазинах. И действительно, в основном протыкающиеся. Нарезных не видела совсем.
Я про это знала от московских велотуристов, которые ездили в Испанию не по Камино, а просто в велопоход. Они там даже покупали специально горелку под протыкающиеся баллоны. У них я эту горелку и брала поюзать. Баллоны купила в Памплоне в хозяйственном магазине без проблем.
Другое дело, что от жадности купила 2 баллона, а использовали только половину одного. И пришлось их оставить в Мадриде в гостинице. Потому что горелка была почти не нужна. В большинстве альберге были плиты. Иногда мы пользовались общепитом. Ещё у меня с собой был кипятильник. Вот он, наверное, актуальнее всего.

Edited at 2013-10-27 10:04 pm (UTC)

Спасибо!
Да, жадность с баллонами меня всегда подводит. В конце кому-то отдаю, как правило :)
А в последнее время вообще лениться стал: готовлю только когда нет общепита.

Баллоны с газом всегда проблема, если путешествуешь самолетом.
Мы возим с собой мультифуельную горелку, а бензин туда наливаем на ближайшей заправке. Ну и выливаем перед вылетом.

Да, знаю. Мы такую брали в Израиль.
Но у меня лично её нет.
Покупать пока не планирую. Потому что в следующий велопоход поеду с группой. А там, наверное, у кого-то есть такая.

Классная поездка, интересный отчет и полезная инфа! СПАСИБО! Добавил себе в планы "сделать"

Edited at 2015-02-01 07:54 pm (UTC)

Рад, что пригодилось. Сделайте обязательно :)

  • 1