?

Log in

No account? Create an account

seyfulmulyukov


Евгений Сейфульмулюков


Previous Entry Share Next Entry
Работа с маршрутом перед путешествием на велосипеде
вело
seyfulmulyukov
Перед любым велопоходом я тщательно работаю с маршрутом. Изучаю состояние дорог, прокладываю трек, ставлю путевые точки. Для меня такая подготовка — уже часть путешествия, если рассматривать его как проект. От этого этапа я тоже получаю удовольствие. При этом я не пренебрегаю этим этапом даже когда собираюсь ехать по маркированному маршруту.
Я знаю, что есть люди, придерживающиеся совсем другой точки зрения: они предварительно намечают только ключевые пункты маршрута, а дальше наслаждаются дорогой во всей ее непредсказуемости. В этом, бесспорно, тоже что-то есть, но сам я так не умею. Без полного контроля часть радости от поездки я теряю.
В моем окружении эту мою особенность знают, поэтому с наступлением весны я получаю всё больше вопросов о работе с маршрутом. Инструментов для этого сейчас много, учесть тоже нужно много всего. Этот пост для тех, кто хочет прорабатывать маршрут перед поездкой, но пока не пришел к какому-то своему алгоритму работы. Далее — тот рабочий процесс, к которому пришел я. Вполне возможно, что есть и другие хорошие варианты, но я сейчас пользуюсь именно этим.


С чего начать
Сначала нужно внимательно прочитать все доступные отчеты о велопоходах по выбранной местности. Хорошо, когда в отчете есть цифры (расстояние, набор высоты и пр.) и очень хорошо, когда к нему приложен трек. По треку можно точно проследить, в каких местах у предшественников возникали трудности, а где, наоборот, было интересно и красиво.
После прочтения нескольких отчетов уже, как правило, в голове складывается приблизительный маршрут, который подойдет именно под ваш стиль езды.
Я, например, не люблю ломить по нагруженному шоссе, проезжать через большие города, не люблю подброски транспортом внутри маршрута и радиальные выезды (за некоторыми исключениями). А люблю длинные грунтовые дороги, хорошие тропы и маленькие городки на пути.
Так, читая отчеты и глядя на карту (пока не важно, какую именно, например, https://www.google.com), можно подготовить набросок маршрута.

Что нужно учитывать при планировании
- Общее расстояние (вначале хотя бы примерно).
- Рельеф, набор высоты (если до этого вы ездили только по плоской местности, можно почитать мой пост про высоту и уклон при движении на велосипеде.
- Дорожное покрытие. Обратите внимание, что на картах эта информация часто бывает устаревшей или ошибочной. Иногда я включаю слой фотографий на карте Google, чтобы увидеть, как местность выглядит на самом деле.
- Наличие на пути магазинов и, по возможности, режим их работы. Тут нужно понимать, что магазин есть далеко не в каждой деревне, и что работать он может, например, с 14 до 18 часов.
- Наличие источников воды. Для засушливой местности — очень полезная информация. Содержится она в отчетах и, если хорошо поискать, на том же слое фотографий на карте Google.
- Возможные места стоянок. Не стоит рассчитывать, что палатку можно поставить где угодно. В гористой местности зачастую с одной стороны дороги обрыв, а с другой - скала, и так много километров. Обязательно нужно выяснить, где на маршруте есть оборудованные места стоянок и кемпинги.
- Объездные пути. Для сложных участков нужно всегда иметь запасной вариант. Что, если мост смыло? Что, если перевал оказался непроезжим? Что, если на месте тропы на карте теперь болото? Также нужно иметь план быстрого наверстывания времени по шоссе (вместо запланированного грунта) в случае проблем с техникой или здоровьем.
- Возможности для эвакуации. Для тех же случаев, но серьезных: нужно знать, где находятся ближайшие железнодорожные и автобусные станции.

Техническая часть подготовки
Я буду исходить из предположения, что читатель, так же как я, в качестве основного средства навигации использует GPS, а бумажные карты — только в качестве вспомогательного. Да, в Европе можно обойтись и ими, но с GPS гораздо интереснее и проще.

Сначала находим нужную карту. Замечательные векторные карты на основе Openstreetmap, адаптированные под велосипед, можно скачать с сайта Velomap.org.
Я не буду здесь касаться темы использования растровых карт и OZI Explorer. Я сам всё это люблю и в подходящих ситуациях пользуюсь, но я уверен, что тем, для кого предназначен этот пост, такая информация будет излишней.

Итак, мы работаем с вектором.
Вначале с картой нужно поработать на компьютере. На мой взгляд, лучшая программа для этого — QLandkarte GT. Тут есть варианты (Mapsource, Garmin Basecamp), но я остановился именно на этой. Она, кстати, бесплатная, с открытым исходным кодом.
Эта программа может работать как со скачанной с velomap.org векторной картой, так и с растровой. Кроме того, что очень удобно, она может работать с несколькими онлайн-картами. В чем преимущество скачанных векторных, я напишу ниже.

Для новичка процесс работы с программой может показаться неочевидным. Поэтому опишу свой:
1. Загружаем скачанную карту. Она появляется во вкладке «Карты» — «Векторные» и становится активной.
2. Идем во вкладку «Наложения» (не «Треки»!) и создаем наложение типа Distance Polyline. Это основа для нашего будущего трека. Вот здесь мы видим основное преимущество векторной карты на компьютере: программа сама ведет линию вдоль дорог, помогая проложить трек быстро и точно:



3. После окончания прокладки линии выбираем в ее контекстном меню «Создать трек». Обязательно выбираем пункт «Добавлять высоты из geonames.org» (username «demo») — это основа для построения профиля.
Теперь идем во вкладку "Треки", находим там наш новый трек и видим информацию по нему: расстояние, количество точек, набор и сброс высоты. И, самое главное, видим в левом нижнем углу карты построенный профиль (по клику он открывается в большом размере).



4. С помощью путевых точек (вкладка «Путевые точки») вносим все данные, которые мы собрали на предварительном этапе: места стоянок, родники, магазины, станции, достопримечательности и пр.
Лайфхак:
Обозначьте точками с каким-то отдельным символом места начала и окончания серьезных подъемов. В пути это очень облегчает жизнь: когда знаешь, сколько осталось крутить до конца, точнее рассчитываешь запасы еды и воды, да и психологическая измотанность меньше.

5. Сохраняем трек и точки в формате .gpx — универсальном формате для обмена GPS-данными.
Всё, карту и точки можно загружать в навигатор.

Бонус.
В плане рельефа с картой можно работать как с обычной бумажной, т.е. смотреть высоту местности по горизонталям или по точкам проложенного трека. Однако программа умеет отображать и рельеф тоже, что получается очень наглядно и информативно. Сравните такой вид:



И такой:



(Кстати, обратите внимание: красный флажок здесь — вершина перевала Лепоэдер, тот самый лайфхак из предыдущего пункта).

Но для такого отображения карты нужно немного постараться. Идем на сайт Viewfinderpanoramas.org. Вверху выбираем «3"» и скачиваем те фрагменты карты высот, которые нам нужны (это бесплатно). Далее скачиваем программу Visualizationsoftware.com/3dem (тоже бесплатно), с помощью которой сшиваем все фрагменты карты высот в один большой geoTIFF-файл (там всё интуитивно понятно, поэтому на этом не останавливаюсь).
В QLandkarte GT в контекстном меню карты выбираем «Добавить DEM» и подгружем созданный файл. Внизу под картой не забываем выбрать тип отображения рельефа. Самый лучший, на мой взгляд (как на картинке выше) — «Контур».

Во время похода мой GPS всегда записывает трек, а также я отмечаю важные точки. О том, что я делаю с полученными таким образом геоданными, напишу отдельный пост.


  • 1
А bikemap тебе не понравился? Он же тоже строит профиль и показывает рельеф без лишних телодвижений.

Bikemap довольно симпатичный. Я, правда, до этого пользовался похожим по функционалу Gpsies, но и его тоже попробовал. Всё бы хорошо, но у них у обоих есть минусы перед десктопным софтом, идущие из их онлайновости:
- на больших объемах данных подтупливают;
- нельзя сразу работать с несколькими треками (так, чтобы видеть все и переключаться);
- при загрузке своего трека фильтруют его по ненастраиваемому алгоритму, из-за чего врут в данных по высоте и расстоянию.
Ну еще плюс QLandkarte в том, что работаешь именно с той картой, которую потом увидишь на экране навигатора. И путевые точки тоже можешь ставить визуально такие, какие, какие потом будут отображаться (с этим, впрочем, не всё гладко). А Velomap.org я, кстати, начал пользоваться с твоей подачи после этого поста, за это тебе спасибо.

Ага, ну да, все плюсы принимаются, надо будет попробовать :)
Хотя я как раз не из тех, кто вылизывает треки до белизны. Накидала примерно - и ладно, видно где спуск, где подъем, а там разберемся, карта ж есть :)

Я, конечно, так сильно не заморачиваюсь, но то, что вы описали - очень круто! Я на велике обычно использую свой Орегон 550. В нем уже загружены топо-карты и я еще подписался на космо-снимки Гармин Бердс Ай. Очень удобно просматривать предварительный маршрут. Для планирвания пользуюсь Garmin Basecamp. Еще есть датчик каденса, что добавляет интереса в поездках.
Удачных маршрутов!

Спасибо :)
Бердс Ай пока не пробовал (у меня GPSmap62, там он тоже возможен), но как-нибудь соберусь, наверное. Он действительно дает информативную картинку?
Basecamp, судя по описанию, действительно очень похож по функционалу на QLandkarte. Я просто как-то давно пользовался его предшественником Mapsource и остался не очень доволен. Поэтому искал что-то другое и желательно открытое.
Вам тоже удачных маршрутов!

Спасибо за пожелания! :)
Про Бердс Ай: надо смотреть конкретно местность. Но очень полезно в тех местностях, где нет топо-карты.

p/s/ GPSmap62 - очень достойный девайс!

Надо попробовать такой вариант.
Обычно прокладываю путь по снимкам в Google Earth, затем сохраняю его в KML, а затем в Ozi делаю GPX, и в навигатор.

В общем, вполне вариант. А карты в навигаторе какие обычно используете?
Я пользуюсь OSM, и в моем варианте мне нравится именно то, что карты на компьютере и на навигаторе совпадают. Да еще возможность простого ведения линии вдоль векторных дорог (получается быстро, не надо "рисовать").
А со снимками Google Earth, наверное, хорошо работать в сочетании с Бердс Ай на навигаторе. Особенно на каких-то сложных горных участках, где обычной карты мало.

Ну и в конце чисто для наглядности я еще делаю две вещи: 1) кручу трек в Google Earth в режиме 3D, чтобы оценить рельеф; и 2) смотрю его в OZI на генштабовской карте - она иногда какие-то детали дает, которые на векторе теряются.

Если есть возможность, то генштаб загружаю как растр, но обычно вообще не использую. GPS просто пишет трек, а иду по бумажной ))
Режим 3D - интересная "фишка", особенно в холмистых и горных районах.

Жестко :) Но вот попробовать загрузить генштаб как растр давно хочу, просто для эксперимента. Так-то всё-таки мне иногда бывает нужна маршрутизация.
Один раз привязал карту для ориентирования, загрузил ее как растр и поездил по пригородному парку. Интересные ощущения.
А 3D - да, на равнине крутить неинтересно, только в горах.

  • 1