?

Log in

No account? Create an account

seyfulmulyukov


Евгений Сейфульмулюков


Previous Entry Share Next Entry
Плюсы и минусы одиночного путешествия на велосипеде
вело
seyfulmulyukov


Один из наиболее часто задаваемых мне вопросов после прочтения отчета: «Почему ты ездишь один?» Как правило, приводят такие аргументы:
- это опасно, тебя убьют;
- это скучно, не с кем поделиться мыслями об увиденном;
- одному везти все вещи тяжело;
- ты заболеешь, упадешь и умрешь, и никто даже родным не сообщит;
- велосипед одному трудно провезти в самолете и в автобусе;
- велосипед у тебя украдут.

Доля правды во всем этом есть, но всё не так страшно. К тому же, есть и положительные стороны, о которых часто забывают. Я ездил (и до сих пор иногда езжу) с командой, поэтому могу сравнивать. Попробую расписать все плюсы и минусы одиночного велопутешествия.


Плюсы:
1. Ты сам выбираешь путь и при желании сам корректируешь маршрут
Все люди разные, у всех свои интересы и свои приоритеты. Кто-то любит музеи, а кто-то — дикие леса. Кто-то хочет посмотреть вон тот красивый замок на холме, а кому-то важнее успеть на самолет. Кто-то хочет с ветерком промчаться по шоссе, а кто-то — попрыгать по кочкам на горной тропе. И даже если вы вместе проработаете и утвердите маршрут дома, все эти вопросы возникнут при малейшем влиянии внешних факторов.
Я, например, не люблю три вещи: большие броски по трассе, длинные радиальные выезды, возвращение назад (напр., к месту стоянки).
Также надо учитывать, что маршрутом обычно занимается кто-то один. Следит за графиком, пинает всех и пр. Большая часть группы обычно плохо представляет, где они находятся.

2. Тебе не нужно подстраиваться под уровень физической подготовки всех участников
Это бывает сложно. Кто-то умеет ездить быстро, но быстро выдыхается. Кто-то, наоборот, может долго тянуть на небольшой скорости. Кому-то вообще нужно подсказывать, какие передачи включать на подъеме. Всё это довольно сложно. У меня бывали ситуации, когда я еле двигался вечером после долгой гонки за лидером. Бывало и наоборот: приходилось отставать от группы и медленно тянуть «на колесе» девочку, которая просто не могла держать темп.

3. Ты заботишься только о своей технике
Ты сам готовишь к походу свой велосипед и снаряжение и точно знаешь все их сильные и слабые стороны. У тебя не возникнет ситуации, когда у кого-то пошла по корду покрышка, или перетерся тормозной трос, или появилась восьмерка на колесе, и все вынуждены как минимум ждать, ждать, а обычно решать возникшую проблему. И хорошо еще, если у проблемной техники не окажется какого-то хитрого болта, ключ для которого отсутствует в ремнаборе. Опять же, можно бесконечно согласовывать всё до начала похода, но эти ситуации случаются.
Я знаю две условно вероятных и несколько почти невероятных поломок, которые заставят меня сойти с маршрута. Остальное я могу исправить в полевых условиях.

4. У тебя не возникает вопросов с финансами
Жизнь такова, что у кого-то денег больше, у кого-то — меньше. И даже если вы со своими товарищами всегда считали, что уровень благосостояния у вас одинаковый, в походных условиях может оказаться, что это не так. Всё хорошо, когда идет автономная часть похода: вы спокойно едите заранее купленные крупы и тушенку и ни о чем не беспокоитесь. Но вот пошла цивилизация. 15 евро за остановку в кемпинге — это дорого? А может, лучше найти дикое место? Готовить сегодня лень, да и местную кухню хочется попробовать: пойдем в кафе или выйдет слишком дорого? Эти вопросы обязательно возникнут. И если в одиночку ты решаешь их сам за себя, то тут придется принимать коллективное решение.

5. Ты заботишься только о своей безопасности
Езда на велосипеде — довольно травмоопасное занятие. Причем чем больше велосипедистов собираются вместе, тем опаснее. Хорошо, например, когда группа идет «на колесе» (вплотную друг за другом, чтобы снизить сопротивление ветра), но где гарантия, что все будут всегда вовремя реагировать на торможение едущего впереди? У всех разный уровень техники езды. Кто-то плохо входит в повороты при спуске с серпантина, кто-то долго выстегивается из контактных педалей, у кого-то притуплен инстинкт самосохранения и он не держится близко к обочине...
Помимо безопасности вождения есть еще общая безопасность: не нарушать местные правила, не спорить с гопниками и полицией, вообще не нарываться на неприятности.
В одиночку ты следишь только за собой.

6. Тебе не нужно заботиться о психологической атмосфере в группе
Люди друг друга раздражают. Когда они долго находятся в маленьком замкнутом социуме, выполняют тяжелую работу, и ресурсы у них ограничены, они друг друга раздражают еще больше. Кто-то торопит, чтобы выехать пораньше, а кто-то вчера жутко устал. Кто-то два дня подряд дежурил по кухне, а кто-то в это время купался. У кого-то рюкзак тяжелее, а у кого-то сегодня место под палатку было ровнее. Кто-то хотел посмотреть замок (см. п. 1), а кто-то говорит, что есть шанс не успеть на самолет.
Это тоже в той или иной мере проявляется всегда.

Апдейты по мотивам комментариев (mastaka, bench1968, apollinaria_spb), с которыми я согласен, но забыл упомянуть:
7. Ты полностью погружаешься в путешествие, острее воспринимаешь происходящее вокруг
Проблемы группы не отвлекают тебя от внешнего мира. Ты сам общаешься с местными, сам принимаешь решения в трудных ситуациях, сам оцениваешь происходящее.

8. Ты можешь проверить себя, понять что-то новое о себе
Все силы мобилизуются, поскольку рассчитываешь только на себя. Гораздо понятнее становятся именно твои, а не групповые психологические и физические пределы.

Минусы
1. Больше телодвижений при перевозке вещей к месту старта
Да, втроем загрузить велосипеды в плацкартный вагон поезда гораздо проще, чем одному: один подает на платформе, второй носит, третий укладывает на полку. Одному даже в аэропорту приходится помучиться.

2. Больше обязанностей, поскольку все они ложатся на тебя
Штурман, механик, завхоз, повар, врач, фотограф — это всё ты. Нужно делать всё, и на все тратится время. Ситуация, когда один собирает палатку, второй готовит еду, а третий смазывает велосипеды, тут не проходит.

3. Больше заботы о безопасности
Первое — безопасность личная. Один человек — несомненно более легкая мишень, например, для ограбления, чем группа. Поэтому надо быть настороже.
Второе — безопасность велосипеда. Самый, пожалуй, неприятный момент. Чтобы зайти в магазин на три минуты, нужно найти место, где оставить велосипед, убедиться в его безопасности, достать замок (который к тому же немало весит), пристегнуть. Потом отстегнуть, убрать. И так везде. И никогда не можешь быть уверен, что всё хорошо. Человек, который смотрит за велосипедом — это одно из серьезных преимуществ группы.

Мифы
1. Это опасно, тебя убьют
Вероятность очень маленькая. Тут, конечно, нужно смотреть, куда именно ты едешь. В Европе, по которой езжу я, довольно благополучно (в том числе и на Балканах, несмотря на все слухи). Впрочем, путешественники, которые проехали кругосветку, говорят, что почти везде можно проехать одному. Я, конечно, с ужасом слушал истории Владислава Кетова про то, как его водили к какому-то черному африканскому генералу под дулом автомата, но тем не менее и он доехал благополучно.

2. Это скучно, не с кем поговорить
Полная ерунда. На всех остановках (если не по глухим местам едешь) всегда найдутся собеседники. В кемпингах — такие же путешественники (на Камино — пилигримы в альберге), в остальных местах — местные. Велопутешественник, в отличие от цивилизованного туриста, почти всегда вызывает интерес и уважение. Больше всего общения бывает с местными стариками. Это, кстати, очень большой плюс: ты не варишься внутри своей группы, тебе нужно окунаться в местную жизнь. Для этого очень хорошо бывает хотя бы немного знать язык, на котором тут говорят.

3. Одному везти все вещи тяжело, а в группе можно раскидать групповое снаряжение
Выигрыш либо совсем небольшой, либо его нет. Тебе нужна палатка меньшего размера, меньше еды, меньше кострового оборудования. Только ремнабор так и так один.
Но нужно еще учитывать, что в процессе группового похода слабых участников разгружают, чтобы им было легче. В итоге у меня в одиночном походе рюкзак весит чуть меньше, чем в групповом.

4. У тебя будут проблемы со здоровьем, а помочь некому
Опять же, если это не совсем глушь и ты знаешь, какие проблемы могут возникнуть с твоим организмом, ничего страшного не будет. Аптеку и врача ты найдешь. И местные тебе в этом помогут. Полезно в данном случае хотя бы немного знать язык (после нарушения этого правила меня теперь можно ночью разбудить, и я скажу, как по-сербски «бинт») и запастись редкими лекарствами.

У кого есть что-то добавить или возразить — прошу в комментарии.


Думаю, тут ещё от характера человека зависит, кому-то в одиночестве более комфортнее, чем с людьми, а кому-то в любом деле компания нужна.
Хотя соглашусь, велосипед - сам по себе транспорт для одиночек, не будешь же ехать и болтать со своим компаньоном по дороге.

Это да. Я из первых, это точно :)
Да, кто-то даже говорил, что велотуризм - самый угрюмый вид туризма. Все едут и молчат :)

на первом фото такой яркий пейзаж, супер!

Спасибо за отличный пост!

Наверное, в плюсы одиночного трипа еще можно внести более полное погружение в само путешествие, чем это происходит в группе. Другой уровень переживаний. Но, возможно, это довольно индивидуально.

Да, верно. Как-то я об этом почти не упомянул. Действительно, один погружаешься гораздо лучше.

в идеале, получается, что или один, или в паре, но в полном согласии...

В паре сам не пробовал. Видел довольно много людей, путешествующих парой. Со стороны сказать сложно, но по крайней мере у некоторых из них описанные мной групповые проблемы были.
В этот раз на Камино встретил пару немецких велосипедистов. Муж с женой, потрясающе дружелюбные люди. Ехали два дня с ними в режиме "где-то рядом". То есть, не договариваясь, пересекались в поселках, обедали вместе, болтали. В итоге в альберге не оказалось мест, и мы решили искать жилье вместе. И я сразу вспомнил минусы: и езда в группе, и стоимость жилья, и еда... Даже между собой они не во всем могли договориться.

Когда один, то воспринимаешь все острее. Надеешься сам на себя.

К томуже, проехав пару поездок в одиночку уже трудно будет ехать с кем-то. Езжу один и не тянет на компанию

Понимаю, понимаю :) Да, действительно, всё острее. Об этом я не упомянул.

Я тут насмотрелась сериала "Я не должен был выжить", так там такие жути рассказывали как раз про одиночек. Они там и с обрывов падали, и техникой их придавливало, и в лесу они плутали. И никто их поначалу не искал, потому что никто не знал, что они куда-то поехали и, тем более, что пропали.
В общем, ты это, осторожнее =)

Я постараюсь :)
Главное, родственникам такие фильмы не смотреть, пока ты в пути. А то напридумывают себе!

(Deleted comment)
Из более-менее вероятных: одна - да, обод; вторая - выход из строя ореха.
Из условно вероятных: поломка рамы и других неподвижных частей.
Почему рама у меня стоит ниже: однажды в одном из групповых походов мой товарищ попал в ДТП - лобовое столкновение с встречной машиной на перевале (п.5 - не держался правее). Сам, слава богу, остался цел, но удар был сильный, и рама погнулась и треснула в месте прогиба. Так вот на этой раме он умудрился завершить поход (оставалось еще два дня). Страшновато было, конечно, но потихоньку доехали.

(Deleted comment)
Когда я только зашла в журнал - именно таким был мой первый мысленный вопрос! Теперь все понятно!
Мне просто кажется, что вы по жизни одиночка и еще жутко не любите чужих проблем и долгой тягомотины) Поэтому вам и не нужна команда)

Быстро вы меня раскусили :) Да, так и есть.

При путешествии в одиночку можно понять чего ты стоишь, так как мобилизуются все системы организма, можно проверить свою психологическую устойчивость, повышаются социальные навыки общения, как итог, ты узнаешь сам себя с еще какой-то из сторон.)

Да, точно, об этом я не упомянул. Добавлю!

Женя, а что ты такое делал с фотографией, чтобы на ней были так хорошо видны все цвета? Вообще, напиши про фотосъемку в путешествии.

В смысле, что и тени, и света выглядят хорошо? В целом, ничего особенного. Света были проэкспонированы нормально, при постобработке чуть вытянул тени.
Хорошо, напишу :)

Один из главных плюсов одиночного, как мне кажется, в том, что да, ты сам можешь мечтать, можешь придумывать и разрабатывать хоть прямо сейчас. Ты можешь воплощать любые свои идеи, главное, чтобы это было по силам (а иного мы и не хотим :-)). Если я хочу в компании, то мне следует идти на форум, проситься к кому-то, сомневаться соответствую я или нет, быть готовой к отказу, а также к тому, что людям неприятно отказывать и ты их напряжешь. Мне надо будет подстраивать свой отпуск, что также не всегда возможно. В группе надо быть готовой потеряться - увы, в группах это случается и каждый раз ты к этому не готов и меньше всего хочешь.
Миинусы одиночного в том, что надо много что уметь и много времени потратить, чтобы научиться и разобраться, а время, потенциал и может опыт не всегда есть. Другой минус для любителей погоняться в целях улучшить свою форму - "убиться" в группе гораздо лучше получается, есть, кому нравится. Еще плюс компании, что вместе можно проходить такие сложные пути, которые в одиночку и не снились, это зрелищно, и вместе потом порадоваться, что прошли, тоже очень хорошо.

Идеально наверное с мужем (женой) или с такими друзьями, с которыми ты можешь хоть за год начинать готовиться, и ни у кого нет сомнений, с кем он захочет провести отпуск через год. Другой хороший вариант, когда каждый участник самодостаточен, но цели в общем совпадают.

Согласен сo всем

Много лет хожу по горам в одиночку. Согласен сo всем, что вы написали. В прошлом году ходил с напарником и дал себя уговорить идти на гору в плохую погоду (чего сам никогда не делаю). Могли остаться там навсегда

Re: Согласен сo всем

А что это за гора была? Высоко, наверное?

В итоге у меня в одиночном походе рюкзак весит чуть меньше, чем в групповом.

Сущая правда! У меня в среднем на 5-7 кг тяжелее чем в одиночке... и все на горбу!

Может вопрос не по теме, но посоветуйте на лето примерный маршрут для одиночного велопутешествия. Заранее из-за некоторых проблем со здоровьем не подсуетился, но сейчас терзаюзь, куда поехать.
Европу не предлагать :-)

Ну, если не в Европу, я бы смотрел на Россию. Вариантов много, тут нужно больше информации. Азия у меня не освоена, так что тут советовать не могу. А если брать что-то интересное, комфортное и безопасное, и при этом недалеко, я бы рекомендовал Грузию. В последнем отчете про это есть.

Как вы решаете затруднения когда, я извиняюсь, нужно сходить в туалет в аэропорту или на вокзале?
Были ли у вас случаи посягательств на велосипед и вещи, когда его оставили без присмотра? Поделитесь, пожалуйста, опытом как свести риск к минимуму.

Edited at 2016-08-02 07:43 pm (UTC)

На вокзале - трудно, терплю до поезда. В аэропорту проще - там обычно широкие двери, позволяющие провезти аэропортовскую тележку. Туда я хожу при этом еще и переодеться - лететь в велоодежде не особо комфортно.
В таких местах без присмотра не оставляю никогда. Вплоть до того, что велосипед стоит непосредственно рядом с кабинкой.
Есть проблема с оставлением велосипеда на маршруте. В магазины нужно заходить в любом случае. Здесь правила простые:
- надежный замок (у меня два - U-Lock и тросовый)
- оставлять по возможности у окна, чтобы было видно
- заходить в маленькие местные магазинчики, а не в супермаркеты (это гораздо быстрее)
В больших городах лучше оставить велосипед в хостеле и пойти гулять пешком. Я всегда задалбываю персонал хостела безопасностью - либо чтобы прятали в кладовку, либо оставляю у стойки под наблюдением администратора. Штука, конечно, сомнительная, по пока не подводила.
К счастью, пока эти меры всегда исправно действовали. Хотя я прекрасно понимаю, что универсальных рецептов тут не бывает и часто всё зависит от везения.