?

Log in

No account? Create an account

seyfulmulyukov


Евгений Сейфульмулюков


Previous Entry Share Next Entry
Велопоход по Аландским островам
вело
seyfulmulyukov


Выкладываю, наконец, отчет о нашем июньском небольшом велопоходе по Аландским островам. Для тех, кто не знает: Аландские острова находятся в Балтийском море между Финляндией и Швецией. Административно они принадлежат Финляндии, но говорят там на шведском языке. И флаг у них свой. И вообще от большой земли они прилично оторваны.


Сначала, как обычно, цифры.

Даты
20—23 июня 2014 г.

Участники
Александр Мусаев, Константин Довнар и я.

Нитка маршрута
Оснэс — Кустави — Оснэс — Ава (паром) — Брандё — Торшолма — Хуммелвик (паром) — Вардё — Бомарсунд — Кастелхольм — Мариехамн — Лемланд — Лонгнэс — Снэко (паром) — Кумлинге — Торшолма (паром) — Брандё — Ава — Оснэс (паром)

Расстояние
Расстояние, пройденное на велосипеде: 169 км (с учетом паромов — 258 км).

Высоты
Суммарный набор (по данным GPSies.com): 1453 м.

Карта маршрута

Карта и трек маршрута на GPSies.com


Задачи
Изначальная основная задача была проехать по северным маленьким островам и осмотреть большую часть большого. Однако из-за опоздания на первый паром и отмены двух следующих маршрут по большому острову пришлось сократить. Получилась только восточная часть с заездом в Мариехамн.

Транспорт
До места старта и обратно добирались на машине от Петербурга. Ехать довольно долго, около 10 часов. Машину оставляли в Оснэсе, на платной парковке недалеко от пристани.
Между островами перемещались на паромах. Расписание, выложенное на http://www.alandstrafiken.ax/en/timetables , точное, но нужно тщательно его изучать, обращая внимание на примечания внизу. В частности, там указаны отмененные паромы.
Вообще, паромов очень мало, 2-4 в день, а островов много. Стыковки по времени сделаны для машин, на велосипеде проехать через остров не успеваешь, нужно быть готовым ждать следующего парома.
Стоимость парома — 6 евро за весь путь туда (2 парома) и столько же за весь путь обратно (3 парома). На каждом следующем просто показываешь билет, купленный на первый паром. Маленькие «внутренние» паромы бесплатны.

Бюджет поездки
Получилось около 150 евро на человека с учетом бензина, паромов, кемпингов и еды.

Дороги
Везде отличный асфальт. На большом острове есть велодорожки.

Стоянки
Останавливались в кемпингах. Несмотря на то, что дикая ночевка разрешена, найти место довольно трудно. В первый вечер (еще на материке) долго искали, но в итоге все равно поехали в кемпинг.
Останавливались в Кустави, Путтес (Бомарсунд) и немного не доезжая до пристани Лонгнэс.

Вода
Воду покупали и набирали в кемпингах. Источников не видел.

Питание
Готовили на горелке, еду частично везли с собой, частично покупали на месте. Нужно учитывать, что магазинов на маршруте мало и работают они далеко не всегда.

Люди
Большая местных относится к туристам спокойно и в целом безразлично, как и в материковой Финляндии. Если обращаешься с вопросом, все вежливы и умеренно дружелюбны.

Язык
Основной язык — шведский, второй — финский. По-английски все более-менее говорят.


Фотоотчет
(большинство фотографий мои, часть — Саши и Кости)

День 1, 20.06.14
Началось всё с того, что утром мы выехали на машине из Питера и во второй половине дня оказались в Кустави. Там переплыли на маленьком пароме на остров, где находится пристань большого.



Но оказалось, что на большой паром мы опоздали. Буквально на две минуты.
Вот Саша снимает на GoPro пустую пристань.



Местные нас порадовали: вечерний паром в Ава отменен, утренний тоже. Из частников никто на тот остров не поплывет. Нужно ждать парома завтра в час дня. И, соответственно, на большой остров мы в этом случае попадаем только завтра к вечеру.



Пробуем найти место для ночевки в окрестностях Оснэса. В Финляндии можно вставать в лесу не ближе чем в 100 метрах от жилья. Однако найти место очень сложно: везде либо скалы, либо болото.



Решаем переправиться обратно в Кустави. Там есть кемпинг. В ожидании парома знакомимся с компанией финских гопников. Они сначала кричат нам что-то по-фински, но потом переходят на плохой, но всё же понятный английский. Общаемся, они рассказывают про свою жизнь в Турку.



Вечер проводим в кемпинге в компании финского байкера и его подруги. Он рассказывает много интересного — про то, как работал дальнобойщиком, про свои взаимоотношения с русскими. Фотографий с ним почему-то не осталось. Есть только Костя на фоне его мотоцикла.



Спать ложимся поздно ночью. Погода вопреки прогнозам хорошая, облаков нет, светло.




День 2, 21.06.14
Утром выдвигаемся обратно к парому. Погода по-прежнему радует.



Снова переправляемся к дороге на Оснэс.



Едем к пристани, рассматриваем придорожные скалы. Ехать там километров шесть, но поскольку подъемов практически нет, расстояния вообще не ощущаются.



К парому уже выстраивается очередь.



Грузимся и отплываем.



Внутри парома есть комфортный салон с кафе. Крепим велосипеды на палубе и перемещаемся туда.



Плыть около сорока минут.



И вот мы на Аландах. Первое, что бросается в глаза — красные дороги. Асфальт здесь смешан с гранитной крошкой, от этого такой эффект.



Выдвигаемся. Можно не торопиться: до пристани всего 23 км, а паром пойдет только через пять часов.



Рядом с домами тут висит либо флаг Аландских островов, либо все три — Финский, Аландский и Шведский.



Вокруг вода.



Брандё — не единый остров, а множество мелких, соединенных мостами и дамбами.



С моря дует сильный холодный ветер. Лесистые участки проезжаются легко, а вот рядом с водой ехать сложнее.



Кадр с GoPro.



Рыбные хозяйства.



А это, видимо, и есть та самая крошка, из которой делают асфальт.



Несмотря на ветер, погода радует. Главное, что сухо.



Честно говоря, на этом острове смотреть особенно нечего. Пейзаж необычный, но разнообразием не отличается.



Пирамиды на скалах.



Змея на асфальте.



Вот и Торшолма.



Как ни пытались мы ехать медленно, а всё равно приехали задолго до отправления парома.



На борт не пускают, надо ждать.



Почти три часа гуляем по окрестным скалам, закутавшись от ветра во всю имеющуюся одежду.



Здесь ощущаешь полную оторванность от земли.



И вот, наконец, можно грузиться. Работники парома выдают специальные ремни с крюками, которыми велосипед крепится к борту на случай качки.



Этот отрезок длинный — плыть здесь два с половиной часа.



По пути паром заходит в промежуточные порты.



До большого острова мы добираемся только к одиннадцати вечера. В этом плюс белых ночей: можно совершенно спокойно ехать. Тем более, что сегодня самая светлая ночь.



Церковь у дороги.



До кемпинга чуть больше 10 км. Потихоньку темнеет, но ехать всё равно довольно комфортно.



Говорят, что маленькие паромы работают круглосуточно. Когда мы подъехали к пристани в полночь и его не увидели, мы немного напряглись. Но минут через десять он всё же появился.



Вот и остров Сунд. Наш кемпинг где-то здесь.



Рядом с крепостью Бомарсунд два есть кемпинга. В первом нас не приняли: там, как оказалось, проходила закрытая байкерская вечеринка. Пришлось ехать во второй.



Палатку ставили уже после часа ночи. В бытовке, пока готовили ужин, пообщались с товарищами из Бангладеша. Один из них на удивление хорошо говорил по-русски.




День 3, 22.06.14
Утром пришел обещанный дождь.



Выезжаем в дождевом снаряжении. Это я работаю с маршрутом.



Саша.



Первым делом едем к крепости Бомарсунд.



От крепости, впрочем, там мало что осталось.



Как только выезжаем на дорогу, становится совсем хмуро. Мелкий дождь превращается в ливень.



Мельницы у Кастельхольма. Думаю, в сухую погоду здесь есть что посмотреть.



Костя у замка.



Фотографировать в таких условиях довольно тяжело. Но какие-то кадры остались.



Саша.



Несмотря на погоду, сегодня нам нужно доехать до Мариехамна, осмотреть его, и потом еще добраться до пристани Лонгнэс.



Смотровая вышка и кафе у дороги. Одна из сотрудниц кафе оказывается русской.



Подкрепившись, лезем наверх. Погода к этому особенно располагает.



Впрочем, виды сверху вполне ничего.



Вот как раз три флага: финский, аландский, шведский.



Едем дальше. Уже совсем недалеко от Мариехамна.



Вот и он.



Осматриваем центр. Вот я на фотографии авторства Саши.



Перекусив, едем на пристань.



Здесь дождь делает небольшой перерыв. Можно хотя бы снять капюшоны.



По велодорожке выезжаем из города. На небе появляются просветы, дождь стихает окончательно.



И вот местами уже встречается совсем сухой асфальт.



Паром у нас только завтра утром, поэтому располагаемся в уютном кемпинге в пяти километрах от пристани.




День 4, 23.06.14
Утром едем к пристани. Там с одной стороны стоит вот такой гигантский паром. Но нам явно не на него.



Похоже, что нам сюда. Салона с кафе на нем явно нет. Интересно, тут можно хотя бы где-то укрыться? Плыть час и сорок минут. Дождь идет не переставая.



Грузимся. С нами на Кумлинге плывет только одна бабушка на старом красном форде. Всю дорогу она просидела в машине.



Оказалось, что салон на этом пароме всё же есть — под палубой.



Вот и Кумлинге.



Едем опять под проливным дождем. Островок совсем небольшой, около 10 км в длину. В магазине на пути встречаем группу велосипедистов из Казани. Дальше едем с ними.



Вместе ждем следующего парома.



Переправляемся на остров Брандё.



Там дождь прекращается.



И даже показывается голубое небо.



Вместе с казанской группой подъезжаем к пристани в Ава и ждем парома на материк.



Оправляемся в Оснэс. Поход окончен.




  • 1
У тебя брукс тим про или обычный б17? Пользуешься давно, как впечатления?

Обычный B17. Три года, впечатления очень хорошие. До него в длинных поездках всегда рано или поздно были боль, онемение, дискомфорт. Сейчас нет. Прикаталось километров за 300. Новое, конечно, не особо удобно было.

Ты его пруфидом мазал? У меня тим про, оно вроде жёстче считается. Проехал км 500, вроде неплохо, но такого "что седла не чувствуешь" нет, после 50 км начинает немного побаливать. Но я его вообще не обрабатывал, пруфида в Питере не найдёшь даже у диллеров Брукса (не иначе как санкции против российских велосипедистов в связи с известными событиями) а другие мази не хочу. На форумах пишут что можно и не обрабатывать но тогда жёсткие сёдла прикатываются намного дольше, чуть ли не через 1000 км. Надеюсь что так и есть. Езжу без памперса понятно.

Да, пруфидом мажу регулярно. На Чейнриэкшене заказывал. Тим Про вроде бы да, должен быть пожестче. Я специально брал классический B17 для больших расстояний. Не могу сказать, что прямо совсем седла не чувствую, но по сравнению с предыдущим (родным) седлом разница огромная.

По описанию Тим про мало чем от б17 отличается, он более заужен и на нём удобнее растянутая посадка и для больших расстояний он также подходит. Ты без памперса ездишь? Я этот девайс никогда не использовал и использовать не буду).

Возможно. Тут сложно сказать, пока не попробуешь:)
Знаю, что многие бруксоводы ездят без памперса. Я пробовал, когда перешел на Брукс, но, честно говоря, не понял преимуществ и снова стал ездить в памперсе. Возможно, дело в правильной одежде. Ты в чем именно ездишь? И почему такое неприятие памперса?

Большое спасибо за отчет:))
Очень заинтересовали Аландские острова:)

Съезди, у нас тут недалеко :) Только вот добираться туда не очень удобно. И лучше всё же в жаркую погоду, мне кажется.

Как это всё прекрасно! Несмотря на дождь.
А за место со своей палаткой сколько нужно платить?

Да! Очень финская погода :)
За место - зависит от кемпинга, но в среднем 10-15 евро. Зависит от количества людей и палаток. Самое дорогое, что я пока встречал, - это кемпинг Санталахти в Котке. Там 21 евро за 1 человека с велосипедом и палаткой.

Туда включается возможность посетить душ, выпить чаю и подзарядить телефон? :)

Да, конечно. Душ везде есть, правда, разный: в Санталахти и в Валимаа уровень комфорта очень отличается. На Аландах довольно неплохо всё. Хозблок тоже всегда есть, можно приготовить еду. Телефон хорошо подзаряжать в хозблоке как раз во время готовки - не надо нигде оставлять.

Доброй ночи, дорогой друг)И удачного завтрашнего дня!
Прекрасное путешествие))

Здравствуйте!

Интересно у вас посмотреть те же места, где был сам )

"Русская сотрудница" - жена хозяина кафе под вышкой. Она нам кстати рассказала, что вот недавно, до вас была группа, тоже из Казани (я сам казанский). А мы так и не вычислили, кто это был, хотя вроде в велотусовке казанской все друг друга знают хотя-бы через 1-2 рукопожатия. У вас случайно более подробных фоток с их лицами не осталось?

Нам с погодой чуть больше повезло - дождь нас мочил на пути из Турку до Брендо, а дальше было солнечно. Так что да, на Кастельхолме в хорошую погоду и правда занятно.

Здравствуйте! Нашел у вас отчет, почитаю обязательно. Как у вас там солнечно :)
Казанская группа была, насколько я понял, сборная, даже не скатанная предварительно.
Фотографировали их мало, очень уж мокро было. Вот несколько выкадровок, может, найдете кого знакомого.







  • 1